Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам. Википедия
Понятие эмоционального интеллекта относительно новое. Впервые о нем заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими». После книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте психолога Дэниела Гоулмана об этом понятии узнал уже широкий круг читателей. Он предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит из пяти сфер. В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.
При этом всем нам необходимо помнить, что стремление уклониться от активной позиции и действий в своей жизни и обществе поддерживает существование зашоренности и ограниченных убеждений в результате которых общество сегрегируется и не развивается.. Мы покупаем одежду и не смотрим, где она сделана, не желая осознать, что она может быть произведена на предприятиях, на которых рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Мы рассуждаем о дружелюбии и терпимости, но при этом ведем себя как черствые и недоброжелательные соседи к людям живущим рядом с нами, и возможно переживающими тяжелые обстоятельства. Апатия – это неспособность чувствовать боль или отрицание ее. Многие из нас воздерживаются от выражения своей глубокой озабоченности судьбой мира, чтобы не создавать впечатления, будто мы являемся рабами собственных чувств.
Полагая, что реальность можно постичь «объективно», мы недооцениваем «субъективный» мир эмоций и интуиции. Несмотря на то что глубинная психология и теория систем давным-давно доказали порочность концепции «объективности», старые привычки дают о себе знать. Эмоционально окрашенные реакции воспринимаются как признак слабости. Многие из нас, выросшие и живущие в доминантном обществе, прячут свою боль за мир даже от самих себя. Мы часто опасаемся, что, выразив или хотя бы косвенно указав на нее, мы окажемся в глазах общества нестабильными и ненадежными элементами.
Возможно, наиболее распространенную реакцию на события в мире люди выражают сопротивлением болезненной информации, говоря: «Я об этом не думаю, потому что все равно ничего не могу с этим поделать». Такое высказывание проистекает из страха ощутить себя беспомощным. Мы чувствуем, что должны полностью контролировать наши жизни и эмоции, знать ответы на все вопросы, и поэтому склонны ограничивать сферу своего внимания. Экономические трудности, вызванные индустриальным ростом, нарушают структуру нашего общества и порождают насилие. Действия безработной молодежи мотивированы безнадежностью, подогреты жестокостью и алчностью, которые источают средства массовой информации, и цинизмом власть имущих. Мы боимся выходить на улицы собственных городов, строим большие заборы, чтобы оградить свои жилища. Недоброкачественные передачи СМИ и всевозможные демагоги заставляют нас в нашем разочаровании отыгрываться друг на друге, особенно на тех, кто наиболее пострадал – эмигранты, незащищенные слои населения. Независимо от того, подвергаемся мы насилию непосредственно или нет, оно угрожает нам всем. Оно придает определенный оттенок нашей жизни, заставляет наши сердца прятаться за броней бесчувствия, которая мешает нам проникнуться болью за мир, а также блокирует осознание того, что эта боль существует в нас самих.
Зачем развивать эмоциональный интеллект?
Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. Это означает, что у героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им яснее осознавать свои цели, а также успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях.
Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. Это означает, что у героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им яснее осознавать свои цели, а также успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях.
По прочтению и изучению материалов данных на наших дискуссионных программах участники:
Основные рассматриваемые вопросы:
Основные тренируемые навыки:
Упражнение 1. Развивайте эмоциональное самосознание.
Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.
Что для этого делать:
Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас.
Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.
Техники самоконтроля:
Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.
Как развить эмпатию:
Ответьте на следующие вопросы.
1. Как вы понимаете фразу «Сегодня первый день оставшейся мне жизни»? Какие мысли она у вас вызывает?
2. Как вам хотелось бы реализовать ее сегодня или завтра утром?
3. Что мешает это сделать?
Комментарий
Если каждое утро вы просыпаетесь обновленным, заряженным позитивной энергией, у вас есть возможность сохранить душу ребенка, его способность изумляться.
Так вы приучаете себя жить сегодняшним днем, чтобы в полную силу наслаждаться настоящим.
Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.
Как улучшить мотивацию:
Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.
Как улучшить навыки общения:
6.”Приветствие без слов”
Приветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами; поздороваться руками, мизинцами; поздороваться пятками; поздороваться ушами и т.д
7.«Я начну, а ты закончи»
Необходимо закончить предложения: «Я могу простить другого человека, если…», «Мне было одиноко, когда…», «Я раздражаюсь, если…», «Я страдаю, когда».
8. «Наблюдатель»
Цель. Способствовать развитию эмпатии; учить пониманию, чтению состояния другого человека по еле уловимым признакам, знакам его проявления.
Инструкция. Участники тренинга разбиваются на пары. Смотрят друг на друга в течение 30 секунд, затем желающие описывают состояние души «соседа по кругу» по его сегодняшним проявлениям. Сосед подтверждает или опровергает его выводы.
Комментарий. Важно сравнить, что получается у ребят чаще: промашка или соответствие.
9. «Как я себя представляю»
Цель. Помочь участникам выяснить, насколько их представления о себе расходятся с мнением о них окружающих.
Инструкция. Каждый из Вас должен на листе бумаги описать впечатление, которое, как ему кажется, он производит на других.
Комментарий. Эта часть упражнения проводится в течение трёх минут, затем участники разбиваются на подгруппы по три человека и в течение 10 минут все трое должны прочитать написанное и выслушать комментарии от остальных.
10.«Чемодан»
Цель. Содействовать развитию эмпатии, взаимопонимания.
Инструкция. Напишите на листочке бумаги своё имя. Сверните листочек в трубочку и сдайте ведущему. Вытяните из «шапки» один листочек. Подумайте, что бы Вы хотели положить в чемодан того человека, который значится на бумажке.
Комментарий. Группа решает – чей чемодан.
Голдинг, У. Повелитель мух / У. Голдинг; пер. Е.Суриц; худож. А.А.Чукавин, И.А.Чукавина. – М.: Астрель, 2009. – 255 с.: ил.
«Повелитель мух» – шедевр мировой литературы. Действие романа происходит во время войны. Группу мальчишек эвакуируют на самолете неизвестно откуда и неизвестно куда. Но самолет подбит. Все дети спаслись, все взрослые погибли. Ребята оказались на необитаемом острове и первоначально все хорошо: одни ребята во главе с Ральфом занимаются строительством шалашей, в которых они могут ночевать и пережидать непогоду, а также следят за костром на горе, в надежде, что его увидят взрослые и их спасут. А другая группа во главе с Джеком охотится и добывает мясо. Но с течением времени между мальчишками, у которых нет жизненного опыта, твердых убеждений и принципов, разворачивается жестокая борьба за лидерство. Книга о потайных уголках человеческой души и желании власти
Грипе, М. Элвис Карлссон / М. Грипе; худож. Х. Грипе ; пер. со швед. С. Тархановой. – М. : Белая ворона, 2017.- 174 с. : ил.
Как часто взрослые не воспринимают своего ребенка всерьез, причиняя им этим боль. Вот в такой семье и живет шестилетний мальчишка Элвис. Он уверен, что послан своим родителям в наказание: не воспитан, вечно где-то бегает без дела, не любит играть в футбол и даже на велосипеде не может научиться ездить. Временами из-за этого он даже испытывает стыд и жалость к родителям. Элвис хотел бы доставить радость маме с папой, но он хочет быть таким, какой он есть. И Элвис старается отстаивать свою собственную жизнь, бывает, что в отчаянии он даже дерется со взрослыми, не находя иных способов отстоять свое мнение.
Пенгвийи, И. Роза морей / И.Пенгвийи; О.Дево; ил. О.Дево; пер. с фр. А.Поповой; – СПб.: ООО Поляндрия Принт, 2014. – 26 с.: ил. 0+
Маленькая девочка Ортанс, её любимая кукла Франсуаза и Серый пёс проводят все дни у окна, чтобы увидеть, как в порт входит большой корабль «Роза морей». В этом корабле для девочки заключен весь мир, и когда «Роза морей» не вернулась в порт, Ортанс решает найти корабль, в этом ей помогают родители. А ведь Ортанс прикована к инвалидному креслу. Но жалости она не вызывает, мы вообще не думаем о том, что с ней что-то не так. Ортанс тоже не думает об этом, она просто ищет свой мир – свой корабль. Увидеть все это нам помогает художник Оливье Дево, нарисовавший к книге великолепные иллюстрации-картины.
Роу, Д. Обнимите меня, пожалуйста! / Д.Роу; пер. М.Я.Бородицкая. – М.: Издат. Дом Мещерякова, 2009. – 26 с.: цв. ил.
«Жил-был ежик Элвис. Колючий такой, взъерошенный. Как щетка. Или пучок сосновых иголок. Или… ну, сами придумайте. В общем, с этим Элвисом никто не хотел обниматься. А он так мечтал, что его кто-нибудь обнимет, крепко-крепко. Он, понимаете, был еще маленький». Джон Роу предлагает хороший рецепт для малышей, которым очень дискомфортно в коллективе: найди когото, кому так же плохо, как и тебе, подружись с ним, и вам обоим станет гораздо лучше. Наверняка многие родители обратят внимание своих детей на маленькое открытие ежика Элвиса. А дети посмотрят на картинки внимательно и, может быть, даже спросят: «А что, остальные звери завидуют, что у Элвиса теперь есть друг, который его обнял?» Похоже, да, немножко завидуют.
Шулевиц, У. Как я учил географию / У.Шулевиц; ил. автора. – М.: Карьера Пресс, 2014. – 32 с.: ил.
Великая Отечественная война, эвакуация, маленький мальчик, только-только научившийся читать, и географическая карта, ставшая единственной игрушкой и уносящая его из голодного военного детства в волшебные и неведомые страны. Ури Шулевиц родился в Варшаве в 1935 году. Когда началась война, его семья бежала из Польши в Советский Союз. Ури вырос и стал известным художником, а книжка-картинка, книжка-комикс «Как я учил географию» – это его ностальгия по детской мечте. Сегодня в школах России много детей-беженцев, детей-иммигрантов, детей-переселенцев. Возможно, книга поможет им в адаптации, даст уверенность в себе, своем настоящем и будущем, а их сверстникам поможет понять, что чувствует ребенок, потерявший привычный, знакомый ему мир.
Ганина, М.Тяпкин и Леша: [сказочная повесть] / М.Ганина; худож. Н.Гольц. – СПб.: Речь, 2015. – 160 с.: ил. – (Читаем с «БиблиоГидом»).
Удивительно летняя история взрослого прозаика с трогательно-нежными иллюстрациями детского художника. Книга о взрослении маленького человека, о взаимоотношениях мамы и дочки, о детской дружбе и детской ревности, об умении нести ответственность за свои поступки. Но главное – это сказка о маленькой девочке Любе по прозвищу Тяпкин и ее воображаемом друге-лешонке Володе по прозвищу Леша. «Всякому маленькому надо обязательно, чтобы его ктото любил.»
Парр, М. Вафельное сердце / М.Парр; пер. О.Дробот; худож. С. Касьян. – М.: Самокат, 2008. – 208 с.: ил. – (Лучшая новая книжка).
С девятилетними Трилле и Леной, жителями крохотной бухты Щепки-Матильды в Норвегии, как со всякими детьми, происходит много интересного. Настоящая верная дружба, осознание связи между поколениями и неизбежности потери – сухое перечисление не даст полного представления о тонкой, нежной и умной книге. «…если кому-то грустно оттого, что он скучает без когото, значит, он этого кого-то любит. А любовь к кому-то – это самое-самое прекрасное на свете чувство.» Очень доброе и светлое произведение, которое дарит те чувства, которых так часто не хватает в повседневной жизни. Стиль повествования Марии Парр напоминает книги Астрид Линдгрен, что неоднократно отмечали критики ее творчества, что скорее является преимуществом молодой норвежской писательницы.
Клайва, Р. И не забывай гладить котенка: рассказ / Р.Клайва; худож. И.Л.Бельсвик; пер. О. Дробот. – 2-е изд. – М.: Самокат, 2010. – 62 с.: цв. ил.
Обычная – не хорошая и не плохая – девочка Анна живет в обычной семье. У Анны уже есть две сестры – старшая и младшая. А теперь вот появляется ещё одна – и внимание всего дома переключается на неё. Анна чувствует себя покинутой. А тут ещё папа топит её котят. И тогда она вытворяет кучу всего, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание. А её называют гадкой и вредной. В отчаянии девочка ищет кого-то, кто бы её понял и принял. И находит… Книга получила самую престижную норвежскую премию – Союза критиков – как лучшая детская книга, и премию Министерства культуры Норвегии как лучшая книжка-картинка. В Норвегии книга уже несколько лет используется как учебное пособие для педагогов, преподающих в начальной школе. В России психологи, прочитавшие книгу, предложили ставить на подобные произведения знак «Полезно для жизни» – свидетельство одобрения специалистами, родителями и детьми. Книжка для детей и их родителей. Она позволяет вслух говорить о тех чувствах, выразить которые в реальности очень трудно: о любви, о ненависти, об одиночестве и о счастье быть услышанным. Книга оказывается своеобразным путём к диалогу поколений, к взаимопониманию.
Блум, Д. Шейла Великолепная / Д.Блум; пер. с англ. Д.Крупской; [ил. Н.Суворовой]. М.: Розовый жираф, 2014. – 152 с.: ил.
Главная героиня повести десятилетняя девочка Шейли Тубман. Она боится собак и пауков, темноты и призраков, но самое главное – Шейли боится, что об это узнают другие. «Шейла Великолепная» – отличное лекарство от фобий и страхов. Джуди Блум – автор нескольких десятков книг для подростков и лауреат 90 литературных премий.
Доцук, Д. Домик над обрывом / Д.Доцук; худож. О.Брезинская. – М.: КомпасГид, 2017. – 96 с.: ил.
Героиня повести – девочка Ксенчик лет восьми, силой воображения проживающая жизнь на краю света среди фей, великанов, заколдованных принцесс. Единственный друг – Мальчик, и тот придуман. Девочка чувствует, чары злой колдуньи спадут с мамы, которой день ото дня всё хуже и хуже, как только папа вернётся из командировки. Примерно так, если читаешь глазами сверстника героини или читателя чуть старше. Но у книги двойная адресация, взрослый читатель увидит трагедию семьи: от девочки скрывают правду, не находя сил и слов сказать, что папа умер. И когда молчание прервано, чары спадают, жизнь ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Из издательской аннотации: «Магический реализм повести – терапевтического свойства».
ДиКамилло, К. Удивительное путешествие кролика Эдварда: сказочная повесть / К.ДиКамилло; пер. О.Варшавер; худож. Б.Ибатуллин. – М.: Махаон, 2008. – 125 с.: цв. ил.
Фарфоровый кролик Эдвард однажды путешествовал со своей хозяйкой, девочкой Абилин, и упал с борта океанского корабля. С этой минуты жизнь благополучной игрушки переменилась: Эдварду предстоят трудные и опасные приключения. А мы становимся свидетелями настоящего чуда: даже бесстрастная фарфоровая кукла может научиться любить и сострадать чужому горю. «Если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла…» «Я хотела написать книгу о любви, о том, как открывать свое сердце снова и снова, даже когда знаешь, что оно будет разбито”, сказала ДиКамилло.
Тассиес, Х.А. Украденные имена / Хосе Антонио Тассиес; пер. М.Кадетова; ил. автора. – М.: КомпасГид, 2011.— 32 с.: ил.— (Открытый диалог).
Эта книга ― о жестокости в школе, точнее, о жестокости детей по отношению к «не таким, как все». Об одиночестве ребенка, который после уроков ждет, пока остальные разойдутся, который заранее уверен, что летающие по раздевалке брюки – его, который воспринимает школу как незаслуженный срок наказания. Ребенка, которого никогда не зовут по имени. Его зовут Зубрилой, потому что он внимательно слушает учителя, Трусом, потому что не дает сдачи. Говорят, что это его проблема, что он живет в своем собственном мире, что видит мир не так, как остальные. Книжка-картинка написана и проиллюстрирована испанским художником Тассиесом, обладателем Большой премии Биеннале иллюстраторов в Братиславе. Она обращается к юному и взрослому читателю, призывая их не прятаться в удобстве безразличия. Но, главное, она дает надежду, что все изменится. Потому что обязательно найдется хоть один человек, способный вернуть украденное им
Дашевская, Н.С. Я не тормоз: [для среднего и старшего школьного возраста] / Н.С.Дашевская. – М.: Самокат, 2016. – 157 с. – (Встречное движение).
Название серии «Встречное движение» как нельзя лучше подходит новой книге Нины Дашевской «Я не тормоз» издательства «Самокат». Сбивчивый монолог тринадцатилетнего Игната, перемещающегося на роликах, самокате, скейте по Москве. Ему надо везде успеть. Но главное – он еще и думает, действует, анализирует, рифмует, рисует, читает. А еще мечтает научиться играть на трубе. Ему интересно все! Современный подросток. Темп жизни Игната подобен темпу жизни мегаполиса. Он не тормоз! Героя даже можно назвать гиперактивным. И не эгоист. Он одинок? И да, и нет. Вокруг немало людей – ровесников и старших. Есть еще и младший брат, мама – художник театра, есть одноклассники. Они просто другие, как бывают другие миры. Придет время задуматься об этом и нашему герою.
Назаркин, Н.Н. Изумрудная рыбка: палатные рассказы / Н.Н. Назаркин; худож. Н.Петрова. – М.: Самокат, 2007. – 109 с.: ил. – (Лучшая новая книжка).
Очень жизнеутверждающая книга о … неизлечимо больных детях. Треть своей жизни они проводят в больнице: капельницы, процедуры, иногда и реанимация. Но если вся твоя жизнь неразрывно связана с болезнью, то болезнь уже перестает быть поводом для печали. А дети обладают удивительным, чудесным свойством – принимать жизнь такой, какая она есть, даже если проходит она большей частью в больничной палате. И верят только в хорошее
Штрассер, Т. Волна / Т.Штрассер; пер. с англ. Е.Лавут. – М.: Самокат, 2013. – 160 с. – (Встречное движение).
Книга – предостережение. О реальных событиях, произошедших в американском колледже в 1967 году. Шестнадцатилетние подростки не могут понять, как немецкий народ, народ Шиллера и Гёте, мог не заметить зарождение фашизма в стране. И тогда учитель проводит эксперимент, который показывает, что в истории ничего не проходит совсем, всё, и самые страшные страницы мировой истории, может вернуться. Подростки организуют сообщества. Они увлекаются спортом, музыкой и не всегда способны определить, что взрослые харизматичные люди могут ими манипулировать. «Катастрофические изменения происходят в душе человека очень быстро, и только культура способна противостоять безумию фашизма, который может вспыхнуть в самом благополучном на первый взгляд обществе.»
Паузеванг, Г. Облако / Г.Паузеванг; пер. с нем. П.Френкель. – М.: КомпасГид, 2016. – 208 с.
Чернобыльская катастрофа 1986 года, авария на атомной электростанции в Советском Союзе, заставила немецкую писательницу Гудрун Паузеванг создать книгу «Облако» – пронзительную и страшную, как сигнал атомной тревоги. Трагедия, произошедшая в жизни пятнадцатилетней немецкой девочки Яны-Берты, вымышленная, но она могла бы и все еще может случиться в любой момент. На атомной электростанции в нескольких километрах от родного города Яны-Берты происходит авария, и радиоактивное облако движется в их сторону. Начинается паника, и неясно, что делать – прятаться или бежать? Если бежать, то куда и как? И все эти нелегкие решения Яне-Берте приходиться принимать и за себя, и за своего семилетнего брата. Повесть-предупреждение «Облако» рассчитана на подростков и их родителей.
Рудашевский, Е. Здравствуй, брат мой Бзоу! / Е.Рудашевский; худож. А. Горнов. – М.: КомпасГид, 2015. – 192 с.: ил.
Небольшая по объёму повесть вместила в себя удивительно много – взаимоотношения односельчан, трогательную дружбу абхазского юноши и черноморского дельфина, описание крестьянского быта в Абхазии. Но, наверное, дружба здесь – главное. Семнадцатилетний Амза Кагуа дружен не только с дельфином. Здесь и теплота братской дружбы (Даут – старший брат Амзы), и зарождающаяся дружба с ровесником и будущим армейским товарищем Зауром. И шло бы всё своим чередом, даже старинная вражда абхазов и грузин, глубоко вросшая в эту землю, если бы не война в Афганистане. Шёл 1980-й год… Евгений Рудашевский – писатель и путешественник, лауреат конкурса «Книгуру» 2013 г
Мюрай, М.-О. Умник / М.-О.Мюрай; пер. с фр. Н.Мавлевич. – М.: Самокат, 2015. – 248 с. – (Встречное движение).
Умнику (так его называют домашние) двадцать два, однако в своём развитии он остался трёхлетним ребёнком с чистым и цельным восприятием мира. Семейные обстоятельства вынуждают поместить его в специальную лечебницу. Младший брат, семнадцатилетний Клебер, берёт на себя ответственность за брата и забирает к себе в съёмную квартиру, где обитают ещё четверо студентов. Умник – обуза и проблема, источник нелепых ситуаций и скандалов – становится камертоном их взаимоотношений. Добро и зло, искренность и фальшь – всё встаёт на свои места. Особый флёр истории придаёт место действия – Париж. В эту невероятную историю хочется верить. Текст обаятелен, и в этом немалая заслуга переводчика книги Натальи Мавлевич.
Вильке, Д.В. Грибной дождь для героя / Д.В.Вильке; худож. Д. Горелышев. – М.: Самокат, 2011. – 199 с.: ил. – (Лучшая новая книжка).
Переводчик, преподаватель русского языка и писатель Дарья Вильке живет в Вене, работает в институте славистики Венского университета. В 2011 году ее рассказ «Тысяча лиц тишины» вошел в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Малая проза». В новом сборнике рассказов Дарья Вильке становится летописцем неумелого и впечатлительного детского сердечка, собирающего чувства на каникулах в деревне, как грибы в лесу. Сквозь тонкую кальку летних образов писательница прочерчивает то важное, что случается с каждым ребенком во время каникул, – внезапное взросление. Тихо и спокойно, без надрыва или фальши она наблюдает за подрастающим человеком, когда неожиданно вступает в силу еще неизвестные ему толком слова – «человечность» и «выбор», и оставляют зарубки в его душе, как ссадины на коленках.
Песнь моря/ 2014
Режиссер: Томм Мур
Красивый волшебный мультфильм, основанный на загадочном ирландском фольклоре. В семье рыбака Конора растет двое детей. Старший сын Бен — обычный мальчишка, но его 6-летняя сестра Сирша — девочка особенная. Она до сих пор не умеет говорить и внешне очень похожа на свою мать, которая пропала в море сразу после родов второго ребенка. Женщина принадлежала к народности шелки — мифическим существам, способным превращаться в тюленей. Старший брат недолюбливает сестренку, ведь ей всегда достается больше внимания отца, но сейчас над Сиршей нависла реальная опасность. Эта история о том, как важно побеждать свой эгоизм, оставаться добрыми, помогать своим близким и верить в чудеса.
Тайна Коко
Режиссеры: Ли Анкрич, Эдриан Молина
Не пугайтесь! В этом мультике будут танцующие скелеты, веселые мертвецы, национальный колорит Мексики и крутые сюжетные повороты, которые заставят на полтора часа забыть о всех делах. По старому поверью, каждый год в День мертвых усопшие родственники возвращаются на землю, чтобы воссоединиться со своей семьей и принять их дары. В доме 12-летнего Мигеля все готовятся к торжеству, но мысли мальчика погружены в другое. Он мечтает петь и играть на гитаре — правда, в их семействе любая музыка находится под строжайшим запретом. Как примириться с непреклонными родными? Почему для них так важно отдавать почести прародителям? И, наконец, что выбрать: мечту или послушание? История Мигеля научит родителей с пониманием относиться к увлечениям своих детей, а детей — уважать традиции и верить в свои силы.
Приключения Тинтина: Тайна Единорога
Режиссер: Стивен Спилберг
Действие этой истории происходит в Брюсселе в 1950-х годах. Молодой журналист Тинтин покупает на барахолке старую модель корабля с фигурой единорога на носу. Герой обнаруживает, что за этой вещью охотятся еще как минимум двое — а значит, она скрывает в себе какую-то загадку. Тинтину предстоит отправиться в опасное путешествие, сразиться с злодеями и найти новых друзей. Юные зрители будут с восторгом следить за приключениями главного героя, который не может не вызвать симпатию, а взрослые оценят сюжет, графику и второстепенных персонажей, наделенных далеко не мультяшными качествами. И, конечно же, зрители любого возраста проникнутся духом авантюризма, которого так не хватает в наши дни.
Синг Стрит (в некоторых переводах «Рок-н-рольщики»)
Режиссер: Джон Карни
Кто из нас не испытывал трудности во время взросления? Конор Лоулор, кажется, собрал все неудачи, какие только могут выпасть на долю подростка. Развод родителей, отсутствие денег, неуверенность в себе и новая школа с драконовскими правилами. Как бонус — харизматичная и прекрасная новая знакомая по имени Рафина, в которую не влюбится только слепой, уже занята другим парнем. Такую гиблую ситуацию спасет только музыка, и Конор спонтанно собирает группу Sing Street. Подростки найдут в этом фильме отголосок своих насущных проблем, а родители будут умиляться юношеской прямоте героев и проникнутся ностальгией — действие «Синг Стрит» разворачивается в Дублине в 1985 году. Божественный саундтрек прилагается. После просмотра этого фильма можно обсудить, как важно преодолевать давление и «гнуть свою линию», не бояться идти на риск, совершать глупости и открывать неожиданные таланты.
Папаши /1983
Режиссер: Франсис Вебер
Трогательная французская комедия с участием знаменитого дуэта Ришара и Депардье рассказывает о том, как непросто быть родителем подростка. Семнадцатилетний Тристан ссорится с семьей и сбегает из дома. Полиция не в состоянии найти беглеца, и тогда мать Тристана идет на хитрость. Кристина звонит двум знакомым, с которыми встречалась в юности, сообщая каждому, что он настоящий отец ребенка. Властный журналист Жан Люка и меланхоличный учитель Франсуа Пиньон отправляются на поиски пропавшего мальчика. Оба мужчины уверены в своем отцовстве и готовы на все, чтобы помочь Тристану вернуться домой. Эта история напомнит и взрослым, и детям: добро остается добром вне зависимости от характера, внешности и родственных связей между людьми.
Королевство полной луны
Режиссер: Уэс Андерсон
Нежный и чистый фильм о детской любви и взрослой безответственности. Сэм — ребенок-сирота, от которого отказались приемные родители, Сюзи — нелюдимая 12-летняя девочка, переживающая проблемы в семье при помощи фантазий о диковинных мирах. Сверстники сторонятся этих белых ворон, а взрослые слишком заняты своими делами. И тогда Сэм и Сюзи решают сбежать и найти пристанище там, где им будет хорошо и спокойно. Этот фильм — об интровертах и для интровертов, которым иногда кажется, что им не суждено найти свое место в жизни и верных друзей.