Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей с критической точки зрения и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам[1]. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.
Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения.
В современном информационном обществе, где доступ к огромным объемам информации стал нормой, критическое мышление, управление вниманием и медиакомпетентность становятся неотъемлемыми навыками для эффективной работы с информацией. В этой статье мы рассмотрим, что представляют собой эти концепции и как их развитие может помочь нам стать более информационно грамотными и компетентными.
Работа с информацией означает способность находить, оценивать, выбирать и использовать информацию с умением. Важно уметь определять надежные и проверенные источники информации, анализировать их достоверность и актуальность. Этот навык особенно актуален в цифровую эпоху, где нам приходится сталкиваться с огромным потоком информации из различных источников.
Управление вниманием: Управление вниманием – это способность сосредотачивать свою внимательность на нужной информации и игнорировать ненужные отвлекающие факторы. В современном мире с его многочисленными развлекательными и информационными источниками, способность сосредотачиваться на существенном является ценным навыком. Она помогает избежать информационного перегруза и повышает производительность и эффективность работы.
Критическое мышление представляет собой способность анализировать, оценивать и судить о информации критически. Оно позволяет нам не принимать информацию на веру, а задавать вопросы, проводить собственное исследование и формировать обоснованные выводы. Критическое мышление помогает отделять факты от мнений, распознавать ложную информацию и принимать осознанные решения.
Медиакомпетентность относится к навыкам, необходимым для понимания, анализа и эффективного использования медиа-содержания. Включая умение оценивать качество информации, интерпретировать ее смысл, адекватно реагировать на различные медийные сообщения и осознанно участвовать в медиа-процессах. В наше время, когда социальные сети, новостные порталы и видеохостинги стали основными источниками информации, медиакомпетентность играет важную роль в развитии критического мышления и работы с информацией.
Развитие работы с информацией, управления вниманием, критического мышления и медиакомпетентности являются необходимыми задачами в нашей современной информационной эпохе. Умение эффективно фильтровать, оценивать и использовать информацию поможет нам принимать обоснованные решения, избегать манипуляций и быть более успешными в профессиональной и личной жизни. Постоянное развитие этих навыков становится все более важным для достижения информационной грамотности и успешного функционирования в современном мире.
Упражнение 1 -3
Онлайн тренажер Келли для мозга — это действительно уникальный тренажер, который тренирует оба полушария и он абсолютно бесплатный на нашем сайте. Вы даже не представляете как полезны элементарные математические упражнения для вашего мозга. Решение простых примеров по типу 2+2=4 ежедневно — раскачивает ваш мозг как мышцы в спортивном зале и не дает стареть и деградировать!
Таблицу-тренажер Шульте придумал психотерапевт из Германии Вальтер Шульте. На первых порах он стремился выявить, как реагирует человеческое внимание на тест. Задание было крайне простым. В таблице 5х5 вразброс расположены цифры 1-25. Испытуемому следует найти и назвать числа по порядку. В результате ученый обратил внимание на быструю динамику развития мозга в разных областях.
Эффект Струпа — это удивительное отображение работы человеческого мозга, что наглядно демонстрирует одноименный тест. Человеку предлагается посмотреть на слово и назвать цвет. Однако смысл текста и цвет не совпадают. Во время бесплатного онлайн теста Струпа мозг вынужден решать одновременно две задачи: чтение и распознавание цвета. Итог — задействуются параллельно разные отделы мозга.
Осознанность — это концентрация внимания на настоящем моменте без эмоциональной реакции.
1. Дыхание Начните с осознанного дыхания. Сядьте в удобной позе, выпрямив спину. Сосредоточьте всё внимание на ощущениях от дыхания. Почувствуйте, как прохладный воздух попадает в ноздри или как приподнимается и опускается живот. Когда отвлечётесь на что-то, мягко направьте внимание обратно на дыхание. Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если придётся повторять это много раз. Представьте, что ваше внимание, — это щенок, которого вы учите ходить на поводке. Каждый раз, когда он убегает в сторону, мягко притягивайте его обратно.
2. Ходьба Сосредоточьтесь на ощущениях при ходьбе: почувствуйте прикосновение ног к земле, ветер на коже, окружающие звуки. Неважно, где вы ходите: на улице или в помещении.
3. Сканирование тела Если внимание — это фонарик, то во время сканирования тела нужно последовательно осветить им весь организм. Начните с пальцев ног, заметьте ощущения в них. Вы можете почувствовать покалывание, тепло или холод. Потом медленно продвигайтесь вверх. Когда вы научились концентрировать и удерживать внимание на одном объекте, можно переходить к свободному наблюдению.
4. Свободное наблюдение Оно помогает замечать то, что происходит вокруг вас, но не цепляться за это. Здесь не нужно сосредотачиваться на конкретных объектах. Вместо этого будьте открытым для любых возникающих ощущений. «Не анализируйте и не думайте, — объясняет Джа. — Просто замечайте их и давайте им рассеяться». Для этого сядьте в удобную позу и постарайтесь замечать все ощущения, мысли и эмоции, но не удерживать их. Можно помечать их в соответствии с разными категориями. Например, планы, тревога, осуждение, воспоминания. Делайте это вслух или про себя — как вам удобнее. Пометив ощущение или мысль, отпустите их.
Решай головоломки: Кроссворды, судоку, шарады – чем больше ты решаешь, тем лучше твоя концентрация Лови слова: Словесные игры, такие как анаграммы и сканворды, помогают улучшить лексические навыки и концентрацию. Тренируй мозг: Много крутых игр и приложений, которые помогают тренировать мозг. Это Lumosity, Elevate, Peak и другие. Они учат логике, математике и помогают развивать внимание и реакцию. Играй в игры, где надо запоминать: “Найди пару”, “Концентрация”, “Собери картинку” – все это улучшает твою память и концентрацию. Эти простые вещи помогут тренировать твой мозг и улучшить концентрацию. Выбери те, которые тебе нравятся, и делай их регулярно.
7. Упражнение – Пики отвлечения
На чистом листе бумаги с помощью карандаша медленно и плавно ведите линию и сосредотачивайте все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении — делайте пик наверх, как на кардиограмме, и продолжайте. По итогам нетрудно подсчитать, сколько раз вы отвлеклись. Хороший уровень концентрации, если за 3 минуты нет ни одного пика. Сначала ваше внимание непременно будет «уходить в сторону». Ваша задача с каждой последующей тренировкой снижать частоту отвлечения.
6. Упражнение Точка внимания
Возьмите карандаш, вытянете руку с ним, сфокусировав там внимание – старайтесь периферийным зрением зацепить как можно больше объектов и описать их. Уровень 2 – наблюдайте за подвижным объектом и так же периферийным зрением анализируйте обстановку. Сколько делать ? 1 – 5 минут, сначала будет сложно, потом проще, если внимание будет уходить – это нормально, просто возвращайте его на объект.
8. Упражнение «Следи за стрелкой»
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся часы с секундной стрелкой. Ваша задача – не думая больше ни о чем, кроме стрелки, внимательно следить за её движением в течение 1 минуты. Затем – 2 минут. Постепенно доведите время до 5 минут. Если проскользнула какая-то мысль, нужно начать все сначала. При всей кажущейся простоте, это очень сложное, но и очень эффективное упражнение.
9. Упражнение Вижу. Думаю. Удивляюсь
Это упражнение помогает понять связь наблюдения (сбора информации) и интерпретации (размышление о самостоятельно полученной информации) и соединяет интерпретации с дальнейшим исследованием в виде вопросов. Чему учимся: наблюдать детально и описывать увиденное использовать увиденное для развития своих собственных идей и интерпретаций избегать поспешных толкований и интерпретаций Инструкция: Выберите предмет/событие для исследования. Ответьте на 3 вопроса по очереди: Что я вижу? (зафиксируйте свои наблюдения) Что я думаю? (зафиксируйте свои мысли по поводу увиденного) Что меня удивляет? (зафиксируйте то, что вам интересно узнать) Подведите итог упражнению: что вы узнали, что собираетесь делать дальше.
10. Упражнение Наблюдаю 10х2
Что делаем: Замедляемся и проводим внимательные, подробные наблюдения. Чему учимся: наблюдать детально и описывать увиденное избегать поспешных толкований и интерпретаций Инструкция: Выберите любой вид изображений, предмет, здание — все что можно рассматривать глазами. Смотрите на выбранный предмет спокойно не менее 30 секунд. Пусть ваши глаза свободно блуждают. Сделайте заметки, составив список из десяти слов или фраз о любом аспекте того, что вы только что видели (Можно делать индивидуально, в парах или в малых группах). Повторите шаги 2 и 3: просмотрите еще раз и добавьте в свой список еще 10 слов или фраз.
“Отягощённые злом, или Сорок лет спустя”. Аркадий и Борис Стругацкие
Сложное многоуровневое произведение, повествующее о том, что в истории человечества имеется множество примеров того, как ученик предавал учителя. Но ни разу не было случая, чтобы учитель предал ученика, потому что после такого поступка учитель сразу перестанет быть учителем.
В другой сюжетной линии рассказывается о пришествии на Землю могущественного существа — вершителя судеб, преследующего некую загадочную цель.
Согласно третьей составляющей, история человечества — субстанция зыбкая, неточная, ведь описывая её, исследователь опирается на многочисленные и зачастую противоречивые свидетельства других людей. А человеку, как известно, свойственно ошибаться…
«1984» Дж. Оруэлл
Легендарная антиутопия о страшном будущем, которая практически не потеряла актуальности и на сегодняшний день. Автор книги описывает жесткий тоталитарный режим, отсутствие прав и свобод и последнего человека, который пытался бороться с партией. Сюжет поможет вам представить совсем другой мир и точно окажет влияние на ваше мировоззрение.
«Процесс» Франц Кафка
Это невероятная история, пропитанная сюрреализмом и абсурдом, повествует о работнике банка, которого арестовали без какой-либо причины. На протяжении всей книги главный герой пытается выяснить, в чем же дело. Вся эта история в начале была похожа на шутку, но в конце все закончилось смертью. Вы не сможете перестать читать эту книгу.
«О дивный новый мир» Олдос Хаксли
Если вы прочли антиутопию «1984», то следующей книгой должна стать «О дивный новый мир» Олдос Хаксли. В этом произведении, наоборот, описывается идеальный мир, в котором царит свобода и беззаботность. Но всегда найдется тот, кто захочет пойти против системы. Это книга точно взорвет ваш мозг.
«Вещи, которые они несли с собой» Тим О’Брайен
Это сборник рассказов о войне во Вьетнаме, который поможет посмотреть на войну другими глазами. Вы сможете ощутить на себе состояние и переживания солдат, которые бесстрашно воевали во Вьетнаме.
Сговор остолопов» Джон Кеннеди Тул
Это сатирическое произведение не оставит никого равнодушными. Главный герой Игнациус — своеобразный диванный критик, который разбирается во всем и раздает советы, не покидая своего дома. Он презирает всех и вся, ведет свою войну. Что же получится в итоге? Если вы хотите поднять себе настроение, то смело начинайте читать эту книгу.
«451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери
Р. Брэдбери описывает в своем романе общество, основанное только на потребительском начале. Люди не взаимодействуют с друг другом, у них нет связи с природой. Практически все книги они сожгли. Кстати, 451 градус по Фаренгейту — это температура, в которой горит бумага.
Револьве́р /2005/Великобритания, Франция
“Его самый большой обман заключался в том, чтобы заставить тебя поверить, будто он — это ты.” Голд — это навязанные суждения, которые кажутся нам такими естественными, что словно бы звучат нашим собственным голосом. Философии Голда подчиняются одинаково и Грин, и Мака, а также Лорд Джон. Для Маки Голд — это воплощение его безраздельной власти, для Грина это желание разбогатеть любыми методами и отомстить своему обидчику — уничтожить Маку. Но в финале Грин освобождается от власти Голда, а вот Мака именно от неё погибает. Если Сэм Голд — это дьявол, который засел в голове у Джейка Грина и тащит его вниз, нашёптывая низменные желания, то Ави и Зак — это ангелы-хранители главного героя.
Неожиданное появление неопознанных летающих объектов в разных точках планеты повергает мир в трепет. Намерения пришельцев не ясны – вооружённые силы всего мира приведены в полную боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с непрошеными гостями. Правительство обращается за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс и физику Яну Доннели, чтобы предотвратить глобальную катастрофу и найти общий язык с пришельцами. Отныне судьба человечества находится в их руках.
Общество мёртвых поэтов/1989/США
Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения.
Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой.
«Олдбой/Oldeuboi», 2003
Сказать, о чём именно фильм, очень сложно. Он затрагивает множество извечных морально-этических тем: свободы тела и духа, мести и всепрощения, преступления и наказания, любви и одиночества. Его можно смело назвать азиатским арт-хаусом в самом хорошем понимании слова. Пытаться предугадать, что же будет дальше по сценарию – занятие непростое. Всё-равно проиграете. Ну, а трёхминутная драка в коридоре, снятая одним дублем – отдельная тема для разговора, это нужно смотреть.
Критическое мышление
Critical Thinking
Правдивая история шахматной команды школы Майами Джексон, которая выиграла национальный чемпионат США по шахматам.
Смотреть подробнее: https://filmix.ac/filmi/drama/144861-kriticheskoe-myshlenie-2020.html
Королевский гамбит (2019)
Марио «Мистер Ти» Мартинез ведет факультатив шахмат для подростков из неблагополучных семей. От остальных учителей его отличает легкий стиль общения, эмпатия и высокий интеллект. На улицах города творится беспредел, подростки здесь постоянно попадают в неприятности, и многие берутся за самые рискованные дела, чтобы выжить. Какие тут могут быть шахматы? Но Мартинез искренне верит в своих учеников. Смогут ли ребята из гетто играть на равных с игроками национального турнира по шахматам?